Рабочая программа
курса «Неорганическая химия»
для 8«а», 8«б», 8«в» классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень)
2 часа в неделю (всего 70 часов)
2011-2012 учебный год
Составитель рабочей программы: Шинкаренко Людмила Яковлевна, учитель химии, МОУ «Северная средняя общеобразовательная школа № 2 п. Северный Белгородского района Белгородской области»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе курса химии 8 класса
Рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а так же Программы по химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 128 с
Программа рассчитана на 70 часов в VIII классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
· овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
· развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
· воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
· применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Цель курса - вооружение учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильной ориентации и поведении в окружающей среде, внесение существенного вклада в развитие научного миропонимания учащихся. В данной программе выражена гуманистическая и химико-экологическая направленность и ориентация на развивающее обучение. В ней отражена система важнейших химических знаний, раскрыта роль химии в познании окружающего мира, в повышении уровня материальной жизни общества, в развитии его культуры, в решении важнейших проблем современности.
Задачи курса:
- вооружить учащихся знаниями основ науки и химической технологии, способами их добывания, переработки и применения;
- раскрыть роль химии в познании природы и обеспечении жизни общества, показать значение общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшении экологической обстановки;
- внести вклад в развитие научного миропонимания ученика;
- развить внутреннюю мотивацию учения, повысить интерес к познанию химии;
- развить экологическую культуру учащихся.
Данная рабочая программа ориентирована на общеобразовательные классы. Она содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе, строении вещества, закономерностях протекания реакций и их классификации. Курс химии 8 класса (2ч. в неделю для общеобразовательных классов) предполагает изучение двух разделов. Первый посвящен теоретическим объяснениям химических явлений на основе атомно-молекулярного учения и создает прочную базу для дальнейшего изучения курса химии. Особое внимание уделено формированию системы основных химических понятий и языку науки; жизненно важным веществам и явлениям, химическим реакциям, которые рассматриваются как на атомно-молекулярном, так и на электронном уровнях. Второй раздел посвящен изучению электронной теории и на ее основе рассмотрению периодического закона и системы химических элементов, строения и свойств веществ и сущности химических реакций. Помимо основ науки, в содержание предмета химия включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.
В программе реализованы следующие направления:
- гуманизации содержания и процесса его усвоения;
- экологизации курса химии;
- интеграции знаний и умений;
- последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения.
В предлагаемую рабочую программу внесены некоторые изменения: увеличено количество часов на ключевые темы (например, «Основные классы неорганических веществ») за счет уменьшения времени для изучения более простых тем («Методы изучения химии»), с которыми учащиеся знакомы из курсов биологии, природоведения и физики. Исключены некоторые демонстрационные и лабораторные эксперименты, предполагающие работу с опасными веществами. Увеличено количество часов на решение задач. Например, решение задач по темам: «Закон Авогадро. Объемные отношения газов при химических реакциях» включено в планирование, но не является обязательным, так как отсутствует в Примерной программе. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, контрольные и практические работы) и устный опрос (собеседование).
Данная программа реализована в УМК:
· Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. «Химия. 8 класс» – М.: Вентана-Граф, 2010.;
· Кузнецова Н.Е. Задачник по химии: 8 класс: [для учащихся общеобразовательных учреждений]/ Н.Е. Кузнецова, А.Н.Левкин – М.: Вентана-Граф, 2009. – 128 с.: ил.
· Шаталов М.А. Уроки химии: 8 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 144 с.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения химии ученик должен знать/понимать
· химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
· важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
· основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
· называть: химические элементы, соединения изученных классов;
· объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
· характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
· определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
· составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
· обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
· распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
· вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· безопасного обращения с веществами и материалами;
· экологически грамотного поведения в окружающей среде;
· оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
· критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
· приготовления растворов заданной концентрации.
Учебно-методические средства обучения
Основная литература:
· Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. «Химия. 8 класс» – М.: Вентана-Граф, 2010.;
· Кузнецова Н.Е. Задачник по химии: 8 класс: [для учащихся общеобразовательных учреждений]/ Н.Е. Кузнецова, А.Н.Левкин – М.: Вентана-Граф, 2009. – 128 с.: ил.
· Шаталов М.А. Уроки химии: 8 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 144 с.
· Химия: рабочие программы учителя: 8-11 классы/ (Н.Е.Кузнецова, Н.Н.Гара); под ред. Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2011.- 160с.: ил.
Дополнительная литература:
1. Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии: книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989.
2. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Проблемно-интегративный подход и методика его реализации в обучении химии // Химия в школе. -1993. - № 3.
3. Зуева М.В., Гара Н.Н. Экзаменационные работы по химии. 8-9 кл. - М.: Вентана-Граф, 2002.
4. Титова И.М. Малый химический тренажер: Технология организации адаптационно-развивающих диалогов. Комплект дидактических материалов для 8-11 классов общеобразовательной школы. — М.: ВентанаТраф, 2001.
5. Зуева М.В., Гара Н.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 1977-2000.
Для учащихся:
· Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. «Химия. 8 класс» – М.: Вентана-Граф, 2010.;
· Кузнецова Н.Е. Задачник по химии: 8 класс: [для учащихся общеобразовательных учреждений]/ Н.Е. Кузнецова, А.Н.Левкин – М.: Вентана-Граф, 2009. – 128 с.: ил.